ДЕТИ ИНВАЛИДЫ В ШКОЛЕ
Оборудование в школах для детей-инвалидов
Школьное оборудование для детей-инвалидов – необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками
Вход в школу
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установитьпандус.
Пандус должен быть достаточно пологим 10-12 градусов, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельноподниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутамипандуса являются ограждающий бортик (высота – не менее 5 см) и поручни (высота от 50 до 90 см), длинакоторых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждаетсоскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенокна коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупрежденияохраны.
Для детей инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить вконтрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоженеобходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
ПАНДУС в МБОУ СОШ № 12 имеется.
Внутреннее пространство школы
Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должнабыть не менее 80 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человекна коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы одинлифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники налестницах.
Если в школе есть телефон автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, наинвалидной коляске смог им воспользоваться.
Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: присмене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудоватьперилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастныхцветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.
В МБОУ СОШ № 12, крайние ступени внутри школы, при входе, покрашены в яркие контрастные цвета
и оборудованы перилами.
Знак желтый круг для слабовидящих - это наклейка на стекло дверей диаметром 15см. Знак желтый круг - это знак безопасности, который крепится на стеклянную дверь на уровне глаз человека и предотвращает столкновение слабовидящего с этой дверью.
Предупреждающие знаки, желтые круги на стеклянных дверях для слабовидящих детей в МБОУ СОШ № 12 имеются.
Школьная раздевалка.
Детям инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
Школьная столовая
В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода междустолами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В тоже время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
Школьный туалет
В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов снарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабинерядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудованапоручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Неменее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала иэлектрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
Спортивный зал
Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширинакоторых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.
Школьная библиотека
В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоныдосягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или укартотеки не менее 1,1 м.
Классные кабинеты
В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободногоперемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворотаинвалидной коляски) – 1,5 х 1,5 м.
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотретьдополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее настул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проходоколо доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятияпроходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Детяминвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общейплощади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделитьвнимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанноена доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционнаяформа занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не тольконаглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Детям- инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами ииндивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классеследует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьнойтерритории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходныхдорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга неболее 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной неменее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосамии яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый иярко-красный цвета.